Опрос

Как повлияют изменения в системе выборов местного самоуправления на рынок электоральных проектов?

Число выборов с привлечением специалистов увеличится - 48.98%
Число выборов с привлечением специалистов уменьшится - 44.9%
Затрудняюсь ответить - 6.12%
Всего проголосовало:
49 зарегистрированных пользователей
Оставить
свое мнение
Результаты
опроса
Профессионалы
Александр Валерьевич
Лев Владимирович
Василий Михайлович
перейти к списку

предыдущая       следующая

Враги в образе

Грамотно подобранный "образ врага" может сработать как безотказно эффективная пиар-технология во время избирательной кампании. Но используя эту же технологию в повседневной политической практике, российская власть подвергает себя значительным рискам. К такому выводу пришли участники Всероссийского конгресса политологов, прошедшего в Москве.

Перспективы "образа врага" в стратегии политической борьбы политологи и социологи пытались оценить на специальной секции конгресса. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров поведал краткую историю того, как эта технология применялась в российских избирательных кампаниях в новейшие времена. Самыми "яркими по эффективности" были президентские выборы 1996 года, когда Борис Ельцин входил в кампанию "с рейтингом 4%, а потом выиграл". Власть тогда смогла внушить обществу, что победа коммунистов будет означать "возврат во времена тотального дефицита, однопартийной диктатуры и железного занавеса". В 2003 году на выборах в Госдуму "врагами" были олигархи, и на "борьбе с ними" очки набрала не только "Единая Россия", но и созданный буквально в ходе кампании блок "Родина". На думских выборах 2007 года и последовавших за ними в 2008-м президентских выборах эксплуатировался не столько образ врага, сколько "страх лишиться стабильности, так как внутренние и внешние враги, нацелившись на "цветную революцию", угрожали суверенности России".

К выборам-2011 "Единая Россия", по мнению господина Федорова, не придумала новой технологии. Зато оппозиция безупречно отработала тему "партия жуликов и воров", благодаря чему впервые за годы альтернативных многопартийных выборов "образ врага" был связан с "партией власти". В итоге ее результат понизился с 63% в 2007 году до 49% в 2011 году. Владимир Путин выиграл президентские выборы-2012 потому, что дистанцировался от "Единой России", используя в качестве врага "госдеп и работающих на его гранты агентов".

Валерий Федоров заметил, что "образ врага" обычно отыгрывается властью во время выборов, а после их окончания "забывается через два месяца". Поэтому ему непонятно, почему "выборы закончились, а поиск и назначение врагов продолжается, хотя федеральные выборы в ближайшие четыре года не предвидятся". Вице-президент Института национальной стратегии, бывшего советника управления внутренней политики президента Олег Матвейчев, сославшись на беседу с первым заместителем главы президентской администрации Вячеславом Володиным, сообщил, что делается это Кремлем в целях "подготовки новой повестки дня", чтобы "использовать врагов в собственных интересах".

Не исключено, что "враги" будут использоваться для манипулирования общественным сознанием, считает профессор кафедры социологии Российского химико-технологического университета Геннадий Козырев. Ведь "если значительное количество людей недовольны повседневной жизнью, то они на подсознательном уровне начинают искать виновных в этом врагов". В таких условиях, по словам господина Козырева, "достаточно кинуть искорку, например Pussy Riot, вынос тела Ленина из Мавзолея, и все общество переключает свое внимание на этого врага, забывая свои реальные проблемы".

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов считает, что борьба с "врагом" в повседневной политической практике чревата для власти значительными рисками, особенно в тех случаях, когда власть занята борьбой с мнимыми "врагами". В такой ситуации борьба с реальными "внутренними врагами" может стать в общественном восприятии как минимум неэффективной. В этой связи господин Виноградов привел пример с отставкой министра обороны Анатолия Сердюкова. В первую неделю на волне антикоррупционных настроений рейтинг Владимира Путина вырос, по данным ФОМа, сразу на 4%, хотя до этого постепенно снижался. Но еще через неделю "рейтинг вновь вернулся к своему минимуму 42%". Потому что "тот негатив, который транслируется о новоявленных врагах, распространяется на саму власть".

30 ноября 2012 г.

Комментарии (2): Чтобы добавить комментарий, Вам необходимо авторизоваться на сайте. Если Вы еще не зарегистрированы, зарегистрируйтесь.

Автор
04.12.2012 12:41     Ярослав Валерьевич
Техника стара, как наш безумный мир... Чтобы сформировать ясный образ Беллерофонта, нужно создать Химеру. И зачастую, Химера уже есть, главное направить народный гнев в нужное русло. Беда в том, что власть, борясь с оборотнями в своих рядах, напоминает уже не поединок бабла со злом, (добра, конечно же), а Орубороса, яростнро пожирающего самого себя. В результате общий уровень доверия к власти снижается. В этом полностью согласен с экспертами.
А вот на местном уровне использовать химеру эффективно и безопасно, особенно если кандидат не замазан во властных кругах или дистанцируется от них. Да и образ врага можно найти не только во власти...
Ссылка
Автор
05.12.2012 3:57     Михаил Леонидович
Тогда уж не Уробороса, а Ёрмунганда. В-первую очередь потому, что мифология диктует человеку сносить Ёрмунганду голову, как это делает Тор в "Старшей Эдде".
Ссылка

перейти к списку

предыдущая       следующая